Vadim Naroditsky (vnarod) wrote,
Vadim Naroditsky
vnarod

Турция. Часть VII. Ксантос. Дальян.

Начало
Предыдущая часть

Кекова была самой южной точной нашего маршрута. Дальше - всё время на север, до самого Стамбула. Первая достопримечательность на дороге - древний ликийский город Ксантос (Xanthos).

Когда-то Ксантос был большим и красивым городом. Настолько важным, что древние историки, описывая ликийское государство, отождествляли его с Ксантосом. Геродот описывает как в 540г до н.э. город осадили персы. Ликийцы держали оборону сколько могли, потом ликийские мужчины убили своих женщин и детей (ничего хорошего их от персов всё равно не ожидало), сами разрушили акрополь и бросились в самоубийственную атаку на персов.
После персов здесь жили римляне, потом византийцы. Ксантос окончательно покинули только когда туда пришли арабы. До 19 века никто не интересовался грудой камней, и только в 19 веке город археологи превратили древние руины в музей. Правда, попутно утащив к себе в Англию всё, до чего сумели дотянуться.

Выглядит Ксантос, в общем, как и большинство древних городов - амфитеатр, гробницы, широкая прямая главная улица - отличительная черта всех римских городов, и много всяких обломков. Но аура у места сохранилась очень сильная, от камней веет событиями тысячелетней давности и есть ощущение, что находишься в особенном месте. А ведь именно за ощущениями мы все и ездим по дальним странам...

Поехали дальше на север, начали задумываться, где бы заночевать. Смотрю на карту и вижу огромное озеро, соединяющееся с морей рекой. А на реке город - Дальян. Выглядит заманчиво. Решили там и остановиться.

Я думал, это будет маленькое, уютное местечко, где нам придётся еще поискать какой-нибудь отель. Не тут-то было. Дальян, по крайней мере, его центр, казалось, весь состоит из маленьких отелей, пансионов и кемпингов. А что не отель, то ресторан, причём рестораны не только турецкие, как почти везде в Анталии, а любые, от китайских до итальянских. Правда, приезжать в Турцию и есть китайскую еду, мягко говоря, "не наш метод". Такой концентрации в Турции я еще не встречал. При этом, толп туристов нету, возможно потому, что конец сезона. Еще пару десятилетий назад Дальян был рыбацкой деревушкой. Собственно, слово "дальян" по-турецки означает и рыбацкие сети, и рыболовство и просто рыбак. Потом, с бумом туризма, деревушка разрослась. Еще бы ей не разрастись, тут есть красивая река, совсем недалеко до морского пляжа с фламинго и огромными черепахами, гранатовые сады, древние развалины, грязевые ванны. Практически, полный набор.

Перебрав несколько вариантов, нашли себе отельчик, и пошли ужинать. Нашли себе ресторан с замечательным видом на древние могилы в скале через реку. Осмотр города отложили на утро.

В Дальяне проходит граница между древней Ликией и, не менее древней, Карией. Всё, что здесь осталось от ликийцев - могилы в скале, похожие на греческие дома. Ликийцы старались хоронить мёртвых как можно выше, чтобы легче был путь на небо. Карийцы же, наоборот, хоронили в земле, поближе к подземному царству. Насмотревшись на могилы и побродив по городу, мы подошли к лодочной пристани. Во все интересные места здесь надо ехать на лодке. Большой маршрут - к горячим источникам с грязевыми ваннами, озером и, в другую сторону, к морю и пляжу с черепахами занимает почти весь день. Нам к морю было не нужно, мы хотели только к источникам, до них ехать было всего минут 15. Лодочники запрашивали от 120 лир ($40) и меньше чем на 100 не соглашались. Столько платить не хотелось, шли дальше.

И тут к нам подошёл Мастер. Я всегда очень высоко ценю красивую игру и профессионализм, будь это шулер, достающий тузов из воздуха или присоединение Крыма. Главное, чтобы было красиво. Итак, к нам не подошёл дедушка лет 70 и не предложил отвезти. Я сказал "40 лир", дедушка, ни секунды не сомневаясь, ответил "нет проблем" и повёл к своей лодке. Ища подвох, я раза три переспросил: "Гырх?" (сорок). Дедушка соглашался. "Туда, подождать, и обратно?" - "Да". Ну ладно, поехали. Грязевых источников в Дальяне два, до одного 15 минут, до другого 40. Мы хотели к ближайшему, чтобы не тратить время. Дедушка доехал до ближайшего, и только тогда подошёл к нам с альбомом фотографий в руках. Вот - ближайшие, хотите, подъедем, 40 лир как договаривались. Но вот - дальние. Они намного красивее (это правда), плюс, они уже не на реке, а на озере, автоматически добавляется поездка по озеру. На берегу я бы вряд ли согласился. Но тут на лодке хорошо, солнце светит, ехать лишних полчаса. Ладно, поехали. О цене дедушка даже не заикался, да я настолько любовался его мастерством, что был готов еще и приплатить ему.

Ксантос. То, что осталось от большого богатого города.

Конечно, же, амфитеатр

Это один из древнейших ликийских барельефов. Копия. Оригинал англичане утащили к себе в 19 веке. С рвением Королевского географического общества, увидительно, что не все древности мира находятся в Британском музее.

Древний саркофаг

Это уникальный камень. На нём выбит ликийский текст, самый древний из известных в истории образцов. Камень, как ни странно, подлинный и ничем не защищенный. Наверное, решили, что раз за 2500 лет не стерся, то ничего с ним не случится

Вот этот текст. Что здесь написано, не знаю. Возможно "здесь был Вася". Или Феоктист :)

А когда-то тут бурлила жизнь...

Дальян

Ликийские могилы. Хоронить старались поближе к небу

Главные бизнес города - катание туристов по реке

Едем к озеру

На берегу - гранатовые сады

Иногда приходится проезжать через заросли

по узким протокам

Грязевые источники. Минут за 15 до нас приехала группа, одним изваляться в грязи не получилось