Vadim Naroditsky (vnarod) wrote,

Азербайджан. Часть VI. Гах

Начало
Предыдущая часть

Очень хотелось задержаться в Шеки еще на пару дней и походить по горам, но времени катастрофически не хватало. Поехали дальше на северо-запад, в Гах. Сам Гах не слишком большой, уютный городок, однако когда я обсуждал маршрут с профессиональными гидами, все говорили, что на Гах нужен полный день. Лучше два, еще лучше три. Я не очень понимал что именно там делать столько времени, пока не приехал. На самом деле, провести там можно столько времени, сколько есть в наличии, хоть пару недель. Не в самом городке, конечно, а в окружающих горах. Там множество троп и дорог, по которым можно дойти или доехать до всяких интересных мест, от высокогорных селений, где последние 200 лет ничего не меняется до развалин древних церквей и водопадов. За полторы тысячи лет существования там успели пожить и править кто угодно: скифы, монголы, турки, грузины, русские... и все оставили какой-то след. Да и просто по горам походить с рюкзаком там было бе идеально. Если когда-нибудь меня снова занесёт в те края, обязательно несколько дней отведу на гахский район.

Церковь на скале по дороге в Гах

А пока у нас был всего один день. Поэтому мы проехали через сам город и поехали дальше, к деревне Илису.

Гах

Наша цель была доехать до водопада с таким же названием, деревня просто попалась по дороге. Мы сперва и не поняли, что это за деревня, просто увидели красивое место у реки и остановились. Оказалось, что здесь сливаются две широкие и бурные горные реки: Курмух-чай и Аг-чай. Ну, что они широкие было видно, а вот бурными они, наверное, становятся только весной, сейчас русло было почти полностью высохшее, и оставшаяся речка была быстрой, но совсем небольшой. Раньше здесь проходили старинные караванные тропы через Большой Кавказский Хребет в Дагестан.

Мост

От реки сейчас мало что осталось

В Азербайджане очень любят чем-нибудь гордиться. Жители деревни Илису гордятся большим количеством ученых и профессоров, которые здесь родились. Понятия не имею, почему именно здесь, может в местной воде фосфора много? :) Здесь же стоит оборонительная башня Суму-Гала 16 века. В этой башне снимался фильм «Не бойся я с тобой» Юлия Гусмана (помните фразу "Это не твой зуб, это даже не мой зуб, это его зуб"?) Кстати, в этом фильме, в массовке снимали ребят из нашего класса. Еще выше, в горах стоит другая башня, Шейха Шамиля, но у нас не было времени туда идти, так что мы ее не увидели.

Башня Суму-Гала и вид на деревню сверху

Чуть дальше вдоль дороги увидели огромный замок. Оказалось это лишь отель с рестораном в старинном стиле. Но сделанный совершенно замечательно, настолько, что мы задержались перекусить на "крепостных" стенах и сделать пару десятков фотографий.

Отель

с рестораном

ресторанный дворик

в этих окнах - кухня

Доехали до водопада. Почти доехали. До самого водопада на легковой машине не проедешь, слишком каменистая дорога. На парковке стоят Нивы и УАЗики, стоит недорого, но нам было интереснее пойти пешком, тем более, что идти недалеко, чуть больше километра в гору. Пока собирались, с нами разговорился мужчина, рассказал, что неподалёку есть горячие сероводородные источники, очень рекомендовал посетить. Идея хорошая, но уж больно дорого хотели за дорогу, начали со ста манат ($60). Решили подумать и пошли к водопаду.

Дорога к водопаду

В левом нижнем углу Мила - для масштаба.

Барашкам тоже нравится

Водопад Илису - один из самых высоких на Закавказье, высотой около 30 метров. Не слишком широкий, по крайней мере летом, одна струя, но красивый.

И с радугой

Добраться до его подножия не так уж сложно, а на верхушку ведет обходной путь сквозь горы. Говорят, что место это очень опасное: многие погибли просто-напросто сорвавшись вниз. Но лезть наверх у нас, в любом случае, не было времени.

Спустившись обратно на парковку решили всё-таки поехать на источники. Сторговались за $20. Как только водитель УАЗика (Нива там уже не пройдёт) съехал с основной дороги, сразу поняли, что такие деньги просят не просто так. Дорогой это было назвать сложно, просто как попало наваленные булыжники, несколько раз переезжали вброд реку. Пять километров ехали минут 45.

Дорогой это назвать сложно

Потом водитель остановился, дальше уже только пешком, примерно с километр. Раз пять приходилось пересекать одну и ту же реку по смешным мостикам - то просто набитые на бревно дощечки, то доска с перилами из прутьев.

Вот по таким мостикам переходили реку. Все разные, явно строили разные люди из подручных материалов

Периодически попадались возвращающиеся из источников группки местных жителей. То, что они идут из источников определить было легко по тёплой одежде, несмотря на отличную погоду - боятся простудиться после разогрева.

Вдоль тропы стоят два ничейных домика, здесь любой может остановиться выпить чаю или переночевать.

За полчаса дошли. Оказалось, что два бассейна выдолбленны прямо в скале, сверху в них стекает горячая вода. Снаружи бассейны закрыты дверью, за ней крохотный предбанник. За раз заходит одна группа, остальным приходится сидеть на камнях, смотреть на бурный поток и ждать пока предыдущие насладятся. Никаких работников там нет, всё бесплатно. Потом уже я прочитал, что эти источники называются "Хамам" и люди сюда приезжают из Дагестана, Грузии и со всего Азербайджана. Говорят, что вода эта настолько целебна что способна излечить любые болезни. Так что могу считать себя полностью излечённым :)

Вход

"Хамам"

Дальше Хамама есть озеро, дойти до которого обычному человеку нереально, так как дорога проходит против течения бурной реки. Раньше в ущелье висели специальные канаты, опираясь на которые можно было пройти эту реку, но, к сожалению их давно уже смыло. Зимой добраться до Хамама вообще невозможно.

Когда вернулись к нашей машине уже стемнело. Это был наш последний день в Азербайджане, утром надо было сдавать машину. Доехали до следующего города Балакан поближе к границе, запили шашлык гранатовым вином, заночевали, а 8 утра уже приехал из Баку человек забирать машину (всю ночь ехал). Доехали с ним до границы, отдали машину и пешком ушли в Грузию.